Уважаемые родители, на этапе поступления в первый класс, ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, и которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма
Ежегодно обследуя старших дошкольников, заметны наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму, а именно:
- изучение алфавитных названий букв;
- неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
- неправильное обучение навыкам рисования и письма.
На что же необходимо обратить внимание родителей?
Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова.
Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение : М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.
МММА - МММА
СССОК
РРРАК
- Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:
- выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
- прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
- угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
- обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
- применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).
Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
- пальчики здороваются
- пальчики бегают по столу
- игра на рояле
- разведение пальцев в стороны
- поочередное поднимание пальцев руки
- кулак-ладонь
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого родители должны знать, что:
ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
- ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );
- тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );
- правильно сидеть за столом;
- не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
- необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).
Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.
Удачи вам, уважаемые родители!