Уважаемые родители, на этапе поступления в первый класс, ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, и  которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения. 

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

Ежегодно обследуя старших дошкольников, заметны наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму, а именно:

  1. изучение алфавитных названий букв;
  2. неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
  3. неправильное обучение навыкам рисования и письма.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: 

  • навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
  • звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова.

Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

  • М и А будет МА.
  • побуквенное чтение : М, А, М, А.
  • прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.
МММА - МММА
СССОК
РРРАК

  • Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы: 
  • выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста; 
  • прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами; 
  • угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв; 
  • обведение пальцем контура букв, штриховка букв; 
  • применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ). 

Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

  • пальчики здороваются
  • пальчики бегают по столу
  • игра на рояле
  • разведение пальцев в стороны
  • поочередное поднимание пальцев руки
  • кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить: 

  • ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо ); 
  • тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном ); 
  • правильно сидеть за столом; 
  • не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе; 
  • необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения). 

Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.

Удачи вам, уважаемые родители!

Категория
Родителям