Формирование глагольного словаря - задача непростая, особенно если у ребёнка имеется нарушение речи.
В настоящее время увеличивается количество детей, у которых затруднены понимание текста, порождение высказывания, последовательное изложение, выражение своих мыслей, что является следствием задержки развития лексической системы языка.
Для полноценного овладения ребёнком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т.к. общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Для формирования и расширения словаря глаголов необходимы специальные игры и упражнения.
Игра "Что как звучит".
Необходимы картинки с изображениями предметов и явлений, которые издают разнообразные звуки. Например: молоток - тук-тук; собака - гав-гав; часы - тик-так; колокольчик - динь-дон; лягушка - ква-ква и т.п.
Ребёнок рассматривает картинки, имитирует звукоподражания, взрослый спрашивает: "Кто так кричит - ква-ква?" или "Что издаёт подобный звук - тук-тук?"
Ребёнок отвечает, желательно полным предложением: "Это лягушка квакает" или "Так стучит молоток".
Вторым вариантом игру можно использовать и для развития слухового восприятия. Попросите ребёнка отвернуться и позвените в колокольчик, постучите в барабан или используйте запись звука на электронном носителе. Затем попросите малыша выбрать карточку того звука, который он услышал и прокомментировать это словами.
Игра "Кто что делал, расскажи..."
С помощью этой игры учим детей грамотно строить предложения по модели "предмет — действие", формируем и закрепляем навык согласования существительного с глаголом.
Используем картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов, и картинки с действиями.
Задаём ребёнку вопросы: Кто (что) это?, Что он (она) делает?
Например: Тарелка стоит на столе. Мальчик стоит у дерева. Лодка плывёт по реке. Спортсмен плывёт к финишу.
Можно взять одну картинку и определить для неё максимально возможное количество действий.
Например: Кошка лежит, спит, бежит, есть, моется и т.д.
Машина стоит, едет, везёт груз и т.п.
Игра "Я, он, мы, они".
Учимся с помощью этой игры изменять глагол по лицам и числам.
Карточки с изображением одного, двоих и нескольких детей. Для малышей можно использовать их собственную фотографию. Для детей постарше попросить представить, что один из мальчиков/девочек на картинке - это он(а).
Попросить ребёнка придумать, что может делать он один, с другом, что делают дети, когда собираются вместе.
Например: "Я иду гулять. Дима идёт в гости. Мы играем. Они идут в школу. Дети пошли в кино" и т.д.
Если добавить в эту игру картинки с действиями, то необходимо просить ребёнка изменять глагол в соответствии с тем, кто это делает - я, он/она, мы или они.
Упражнение "Кто придумает больше слов"
Это упражнение лучше использовать как соревнование.
Берём картинки с изображение одушевленных и неодушевленных предметов. Ребёнка просим выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести объект, изображенный на ней.
Например: цветок растёт, расцветает, сохнет; девочка радуется, прыгает, играет, веселиться; коза блеет, скачет, спит, ест и т.д.
Выигрывает ребёнок, который назвал больше глаголов.
Упражнение "Что делают? Что делали? Что будут делать?"
При помощи этого упражнения учимся грамотно строить предложения, согласовывая глагол с существительным в роде и числе.
Необходимы две картинки с изображениями мальчика и девочки, картинка с часами или изображениями времени суток - утро, день, вечер, ночь, а также картинки-символы действий: чистит зубы, идёт в школу, играет на улице, лежит в кровати, спит и т.п..
Задаём ребёнку вопросы: "Что делает девочка (мальчик) сейчас? Что делала девочка (можно придумать ей имя) утром? Что будет делать мальчик ночью?
Ребёнок должен самостоятельно выбрать картинку с подходящими символами и озвучить ответ на вопрос.
Например: "Сейчас девочка гуляет на улице. Утром девочка чистила зубы. Ночью мальчик будет спать."