Уважаемые родители, жизненное пространство вашего  ребенка требует особой заботы и специальной организации. Маленький человечек  очень  pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория. 

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое - место для разнообразных игр, учебное - место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение - лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица. Постараемся описать возможности организации пространства, в котором живет и действует ваш  ребенок, учитывая оба аспекта.  Под "ближайшим социальным окружением" мы условно подразумеваем территорию, в пределах которой осуществляется общение вашего  ребенка с  взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром, и в первую очередь с миром людей. 

Детская комната

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка "крепостью", комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий: 

  • Первое условие – безопасность.

Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у маленького  ребенка   часто отсутствует "чувство края",  он не в состоянии  контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. 

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иногда ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь. 

  • Второе условие – обеспечение комфорта и уюта.

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

  • Третье условие – наличие необходимого оборудования.

Поскольку детская комната-это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. 

Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком. 

Ребенку нужны игрушки: 

  • деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; 
  • разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;   
  • игры для развития мелкой моторики - мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;
  • развивающие настольно-печатные игры  - /разрезные картинки, пазлы, лото, домино/;
  • игрушки для сюжетно-ролевых игр  /куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д/. 

Детские  книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических, агрессивных сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае - на начальном этапе). Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью. Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед. Можно установить перекладину для подтягивания. Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться.  

Четвёртое условие – поддержание порядка. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.   Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка.  Однако избегайте раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Успехов вам!
 

Категория
Родителям