Ручной труд - конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях и быту. Он становится доступным в старшем дошкольном возрасте и, как правило, одним из любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, тем более, почти все хорошо справляются и не утомляются в процессе работы.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость и точность движения пальцев руки. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными, они чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам, это влияет на эмоциональное благополучие самооценку ребенка.
С течением времени, такого уровня развития моторики рук становится недостаточно и для освоения письма, что формирует школьные трудности. Между тем, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти, а значит, наиболее сензитивный период для формирования данных навыков – дошкольное детство.
Одними из вариантов ручного труда, которые можно и нужно использовать с детьми в дошкольном возрасте могут являться:
Лепка
Это одно из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер и пространственное мышление
Работа с тканью
Один из нетрадиционных способов совершенствования пальчиковой моторики. Эта работа требует внимательности, более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.
Рисование
Существует множество вариантов: рисование ладошками и пальчиками, акварелью, роспись материалов и тд. Такие занятия позволяют снять стресс, помогают выразить чувства и приобщить к социальной активности необщительных детей, а так же развить пальчиковые ощущения и моторику.
Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки посредством ручного труда должна стать важной частью развития физических и умственных способностей ребенка, его речевых навыков, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.