Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и подгрупповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество.
Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повто-рения заданий.
Педагоги, участвующие в эксперименте по стимулированию речевого развития подвижными играми, пришли к выводу, что последние развивают следующие качества:
- сообразительность, концентрацию внимания;
- координацию движений и зрительного восприятия;
- координацию в системе «рука – глаз», являющуюся основой любых ручных умений и письменной речи;
- координацию зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;
- ориентировку в пространстве и пространственное воображение;
- представление об окружающем мире и собственном теле, его возможностях;
- выразительность речи;
- пантомимические способности;
- навыки общения, связной речи;
- культуру речевого общения.
Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле».
А сколько появляется рассказов после «Веселых стартов», «Забавного пятиборья» и других спортивных развлечений! Всем хочется поделиться впечатлениями: рассказать, изобразить, показать, повторить движение. Дети уже без руководства педагога самостоятельно пытаются повторить понравившуюся игру, и старшие обучают младших знакомым играм.
Большое влияние на исправление речи детей оказывают игры с содержанием инсценирования какого-либо сюжета – игры-драматизации. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью и совершенствованию разговорной, обогащению словаря, совершенствованию звукопроизношения.