Психогимнастика – это вид групповой терапии, основанный на невербальном общении (пантомиме, мимике) и двигательной экспрессии. Комплекс групповых упражнений направлен на коррекцию психоэмоционального развития и развитие эмоционально-личностных качеств. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.

Младший дошкольный возраст

"Зеркало"

Цель игры: эта игра помогает ребенку почувствовать себя свободно, раскрыться, увидеть себя со стороны. Подходит для неуверенных в себе, пассивных детей.

В игре могут участвовать два ребенка или ребенок и взрослый. Один игрок смотрится в «зеркало» (на своего напарника), которое повторяет все его движения. Поочередно игроки меняются ролями.

"Солнышко и тучка"

Цель игры: снять психическое напряжение у ребенка, научить ребенка регулировать свое эмоциональное состояние.

Солнышко спряталось за тучку, стало прохладно – нужно свернуться клубочком, чтобы согреться, и задержать дыхание. А вот солнышко вышло из-за тучки, и стало жарко, разморило на солнышке – расслабляемся во время выдоха.

"Зайчики и слоники"

Цель игры: дает возможность ребенку ощутить себя сильным, смелым, повышает самооценку.

Сначала предложите ребенку быть несмелым зайчиком. Спросите, что делает зайчик, когда ощущает опасность? Дрожит. Покажите это. Пригибает ушки, старается быть меньше, стать незаметнее, лапки и хвостик трясутся. Пусть ребенок повторяет. Попросите показать, что чувствует зайчик, когда слышит шаги человека. Скажите, что убегает. Пусть ребенок убежит в другую сторону комнаты. А что делают зайчики, когда слышат волка? Пусть убегает в другую комнату.

А теперь мы будет слониками. Сильными, смелыми. Покажите, чтобы ребенок повторил, как бесстрашно, свободно ходят слоны. Что слоны делают, когда видят человека. Бояться? Нет. Они дружат с человеком и спокойно идут дальше. Покажите это вместе. Что делают слоны, когда видят тигра. Не боятся. Показывайте с ребенком смелого слона.

После обсудите с ребенком, кем ему понравилось быть больше всего.

«Ласковый котенок»

Цель: выражение удовольствия, радости.

Ребенок представляет у себя на руках котенка, который ластится, мурлычет. А потом сам становится этим котенком и подставляет голову взрослому, чтобы тот его погладил, приласкал.

Старший дошкольный возраст

«Игра с шарфиком»

Цель: расслабление мышц шеи.

Мама принесла медвежонку теплый шарфик, чтобы тот больше не мерз. Полусонный медвежонок, не открывая глаз, повязал шарфик на шею. Покрутил медвежонок головой в одну сторону, потом в другую: хорошо, тепло.

«Тень»

Цель: развитие внимания.

Взрослый идет через поле, ребенок – на два-три шага позади, он – его тень. Тень должна точно воспроизвести действия человека (сорвать цветок, наклонится за камушком и т.д.)

"Минутка баловства"

Цель игры: устранение агрессии у ребенка.

По сигналу ребенку (детям) предлагается побаловаться – можно делать всё, что ребенку хочется. Он может прыгать, бегать, кричать и т.п. Но по сигналу через 1-3 минуты ребенок должен перестать баловаться. Договоритесь о стоп-действии второго сигнала заранее.
Эта игра может трансформироваться в час «можно» - час «тишина». Один час ребенку можно всё: брать вещи папы и мамы, громко играть, петь, кричать. Но час потом (по желанию родителей, когда они смогут отдохнуть) ребенок должен играть тихо: рисовать, лепить тихонечко и т.п. Эта игра обучит ребенка саморегуляции, снимет психоэмоциональное напряжение.

Категория
Родителям
Физическая культура