По тем или иным причинам речь ребёнка может задержаться на любом этапе её развития. Часто у таких детей позже появляются слова, их запас не соответствует возрасту ребёнка, развитие фразовой речи идёт с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребёнка в два года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребёнку.
Причинами задержки речи могут служить различные заболевания, перенесённые ребёнком в раннем возрасте. Особенно сильно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга.
При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребёнок догоняет своих сверстников в речевом развитии, однако, чтобы преодолеть эти отклонения, необходимы специальные занятия.
Для правильной организации работы с такими детьми воспитатель должен знать, какие требования предъявлять ребёнку в различные периоды формирования его речи.